В облачности, пилот, по набегающим неравномерностям пара в свете фар, видит угол атаки.
Самолёт с низкими двигателями вдруг попадает в попутный поток.
Пилот видит кратковременное уменьшение угла атаки, а потом его увеличение. При этом он не чувствует проседания траектории вниз, т.к. в точке кабины проседания нет - оно в центре масс, а т.к. падает подъёмная сила, смещённая у таких самолётов назад, проседает хвост а кабина, относительно ЦМ движется вверх, в результате двух движений кабина остаётся на месте, а самолёт поворачивается относительно кабины вниз хвостом. И при этом самолёт с большой тягой, в попутном воздухе начинает ускоряться.
Итак, пилот не почувствовав провала траектории, и ничего не делая штурвалом, видит в окнах увеличение угла атаки и чувствует перенос направления своей тяжести в спинку кресла. Это и есть начало иллюзии. Ему кажется что самолёт задрал нос, но летит не вверх а горизонтально полу-плашмя - типа делает кобру Пугачёва. Это пространственное положение рисуется ему инстинктами, об аэродинамике и о том что в таком положении было бы сильное торможение и его вдавило бы в седушку, в соостоянии стресса и необходимости мгновенно исправлять положение нормальный человек (не пилот-пилотажник) подумать не может. И раз уж такое положение "нарисовалось" в голове, оно НЕ ИЗЧЕЗНЕТ ПОКА ПИЛОТ НЕ ПОЛУЧИТ ОЩУЩЕНИЯ ЯВНО ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ЭТОЙ КАРТИНЕ. А явно ничего и не противоречило. Пилот, естественно, давит штурвал от себя, самолёт переходит в горизонт и далее в пике, ускоряется всё сильнее и сильнее, сила тяжести хотя и слабеет, но направляется назад, а то что она совсем небольшая - говорит (впавшему в иллюзию) о том что движение уже практически вертикальное и падает воздушная скорость - что естественно при движении вверх.
Этот механизм мало зависит от режима, хотя чем сильнее тяга, тем все особенности прадоксальной динамики самолётов с низкими двигателями проявляется более сильно. Поэтому такое чаще случается с небольшими тяговооружёнными боингами, на взлётном режиме. Но ничто не запрещает такому случиться и в установившемся режиме - как в данном случае.
В нормальных самолётах (не с низкими двигателями), в такой ситуации, пилот сразу почувствует провал траектории, тангаж сам собой не изменится, пилот сам его увеличит чтобы увеличить угол атаки и подъёмную силу. И никаких парадоксальных ощущений он не испытает, поэтому и в иллюзию не впадёт.