Карлос Кастанеда, страшный и ужасный. Властитель дум, изменивший свои книгами многие жизни. Человек без личной истории. Невольный идол и вдохновитель психоделической революции, породивший целую плеяду паразитов-подражателей. Он начал свой путь, как молодой ученый, закончил то ли растворение в своем собственном мифе, то ли сумасшествием. Все знают о нем, но никто не знает его самого.
Для тех, кто не в теме. Кастанеда - американский писатель, то ли антрополог, то ли мистик. Прославился тем, что написал серию книг-отчетов о своем обучении у индейского шамана дона Хуана, реальное существование которого, однако, осталось под вопросом. Общую информацию можно почерпнуть из Википедии - там достаточно толковая обзорная статья. А мы перейдем к сути дела.
Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, связанным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, поэтому вышло, что первые книги были восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.
Но после уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расказывает акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книгой начинается тот Кастанеда, который по-настоящему изменил ход многих личных историй.
На этом тему «наркотические» опасности кастанедовских книг закрывают, как банальную и скучную, и перерабатывают их психологически их последствия, которое куда интереснее.
Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает способ подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, с которыми связана обычная наша психология, до достижения технологий.
Сложность понимания книг Кастанеды в том, что книги эти - художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой изрядности изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытаются разложить все по полочкам, завершить систему можно только после многократного прочтения и осмысления.
Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние - оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.
Что ни говори, а Кастанеда - отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных способностей и таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.
Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина - особого мировоззрения и образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящем мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условны, потому что любая особая воинственность и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственного демонам.
В других традициях Путь Воина - это инструмент, который помогает очистить и подготовить к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, «Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается».
Таким образом, Путь Воина - это своеобразный мостик из состояния обусловленных состояний сознания, к состоянию вне всяких условий, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.
Принципы Пути Воина без всяких противоречий, в том числе и сверх того - далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда - это не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.
Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателей шансов ускоряться от правды о самом себе. В своем выступлении он объяснил, почему, когда он был арестован, его обвиняли в том, что он был арестован. У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и у него стоит поучиться любому психологу.
Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно - задумчивые исследователи целых тома по этому поводу исписывают. Коль будет таким интересным, можно будет этот текст продолжить в других статьях, так что пишите заинтересованные комментарии. А пока двигаемся дальше.
Как попадают в изотерику
Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?
Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина - это самообман неудачника. Раз ничего не получается - пойду в воины. Такие люди предлагают основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом этот этап проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.
Вторая причина - своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби - необычное развлечение, которое можно уделять некоторому количеству свободного времени, а затем хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.
Третья группа самая малочисленная - это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал моментом выхода из состояния. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой, иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своих учителей внутри, как это было с Юнгом.
Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.
Путь Воина - это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. «Воинская» система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей.
В другом случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распущенным на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а так же поданными, но не отброшенными, которые не дают цели посвятить себя воинскому образу жизни.
Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый - ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.
Путь Воина - это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В качестве учетной, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, она может использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию - крайне опасно.
Сверхспособности вместо просветления
У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует эту проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но они не являются путешествием, они его поддерживают, да и то не обязательно.
Описанный Кастанедой мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно - это только цветы у дороги. Сущность Пути Воина не в том, чтобы развить в себе эти умения, и реальное продвижение по пути никак от них не зависит. Дерево рубят - щепки летят, но никак не наоборот.
Сверхспособности больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не могут быть защищены в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.
Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути - Свобода, и в первую очередь, это свобода от необходимости в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности - это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так же остаться при этом полнейшим ничтожеством.
А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды - одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.
Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен - нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердая земля под ногами - одна сплошная неизвестность и полное одиночество. «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, ей нужно прожить» - кому нужно такое путешествие?
В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, и это стало его новой волной движения. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.
Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это также не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переводимые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.
Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие - верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.
Также не прекращайте и, наверное, никогда не прекращайте пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда достигло совершенства в отношении легенд и утверждений, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.
Под вопросом находится и то, достигли Кастанеда своей конечной цели. Некролог говорит, что Кастанеда умер от рака печени в 1998 году. В интернете есть откровенное свидетельства о смерти некоего Карлос Кастанеда, но для «верующих в Кастанеду» всегда остается надежда, что дон Карлос все еще где-то бродит по земле, а если и нет, то не потому, что его доконала. , А потому что пришел его час и он, как полагается настоящему Человеку Знания, сгорел огнем изнутри.
И все-таки ... книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе - это как раз то, что так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.
Путь Воина - это смертельная битва за свою свободу, схватка со своими страхами и демонами, в которой еще неизвестно, кто победит. Кастанеда не рассуждает о божественной любви и всепрощении, он беспощаден в своих суждениях. Общество погрязло в жалости к себе, люди слабы и глупы, но у каждого есть шанс вырвать себя из этой дремоты.
А закончил еще одну часть швейцарского дона Карлоса, который разделял и проповедовал те же самые ценности.
Что же побуждает человека избрать собственный путь и таким образом вырваться, как из пелены тумана, из бессознательного тождества с массой? Это не может быть нуждой, потому что нужда приходит ко всем, и все спасаются конвенциям. Это не может быть и моральным выбором, потому что люди, как правило, выбирают конвенции. Что же тогда неумолимо склоняет выбор в пользу необыкновенного?