О том, что проходящий в Риге саммит «Восточного партнерства» закончится взаимными разочарованиями сторон, западные СМИ писали еще до его начала.
«Рижский саммит продемонстрирует полный провал восточной политики Евросоюза», — предсказывала редакционная статья TheGuardian. Целью этой политики, объясняла газета, было «увести шесть бывших советских государств с орбиты Москвы в объятия Брюсселя».
Шесть государств, о которых идет речь: Белоруссия, Армения, Грузия, Украина, Молдавия и Азербайджан.
В отношении двух из них (Армении и Белоруссии) ЕС проиграл этот раунд вчистую. Минск и Ереван отказались подписывать текст итоговой декларации саммита, в котором осуждалась «аннексия Крыма».
После длительных согласований был принят компромиссный вариант: в документе указывается, что против «аннексии Крыма» выступают только страны ЕС.
С одной стороны, европейцам удалось избежать раскола; с другой, к особой позиции Белоруссии и Армении, желая или не желая того, присоединились и остальные четверо участников, включая, между прочим, и Украину.
Впрочем, рассчитывать на то, что Серж Саргсян и Александр Лукашенко бросятся в объятия Брюсселя, не могли даже самые розовые еврооптимисты. Лукашенко в Ригу не поехал вовсе, прислав министра иностранных дел Владимира Макея (которого в некоторых англосаксонских СМИ упорно именовали Маккеем, хотя шотландцы в Белоруссии отроду не водились).
Не приехали, впрочем, и лидеры Грузии и Азербайджана, но мотивы у них были разные. Грузинский президент Георгий Маргвелашвили, судя по всему, очень недоволен тем, что Брюссель отказался ускорить введение безвизового режима с его страной.
Казалось бы, саммит в Риге — прекрасная возможность для того, чтобы надавить на западных партнеров – но, судя по всему, Маргвелашвили понимал, что никакие его усилия тут не помогут.
Решение Ильхама Алиева, президента Азербайджана, остаться дома и заниматься подготовкой к Первым европейским играм (мероприятию, крайне важному для международного имиджа страны) тоже было легко прогнозируемо. Зачем Алиеву было встречаться с президентом Армении Сержом Саргсяном, если ни одна из сторон не собирается идти на уступки по вопросу Нагорного Карабаха?
Европейцам с их генетической предрасположенностью к компромиссам трудно понять психологию лидеров двух горных народов, не готовых отдать сопернику ни пяди земли, которую оба считают своей.
В результате, полной неожиданностью для организаторов рижской встречи стала особая позиция Баку, представители которого также отказались подписывать итоговую декларацию (официально – из-за Нагорного Карабаха, но председатель Европарламента Мартин Шульц обмолвился, что из-за несогласия с формулировкой об «аннексии Крыма» — впрочем, два эти вопроса могут быть связаны).
Алиев, как справедливо отметил тот же Шульц, не относится к ближайшим союзникам Москвы, но у него есть свои, далеко идущие планы в отношении партнерства с Европой – и он явно не хочет осуществлять их в рамках многостороннего формата.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров прямо заявил, что «успешное сотрудничество в сфере энергетики создает как для Азербайджана, так и для ЕС потенциал для поднятия двусторонних договорных отношений на стратегический уровень».
В переводе с дипломатического языка на обычный это значит: Азербайджан находится в привилегированном положении по сравнению с другими странами Восточного партнерства; его не раздирают политические и военные конфликты, как Украину; он богат и благополучен, потому что сидит на нефтегазовых трубах, по которым в ЕС могут хлынуть каспийские и среднеазиатские энергоносители; Южный газовый коридор пойдет в обход России, что автоматически делает Баку игроком, с которым Москва вынуждена будет считаться.
В общем, по мнению Азербайджана, у него есть все карты на руках, чтобы требовать у Брюсселя особого партнерского статуса, а не теряться в толпе «попрошаек» вроде Украины или Грузии.
Поведение Украины было еще более предсказуемо. Премьер Яценюк демонстрировал в Риге чудеса красноречия, призывая западных лидеров «действовать смело и мудро» и не бояться России.
«Это Россия должна бояться вас, каждого из нас… Не пугайтесь слова «расширение»! – призывал он. Тщетно: о расширении в Риге не было сказано ни слова (если не считать слова самого Яценюка).
Комментариев нет:
Отправить комментарий