суббота, 25 апреля 2015 г.

Газпром и Европа


Обвинения Еврокомиссии в адрес «Газпрома» представляются мне не просто безосновательными, они являются совершенно бесчестными и чудовищно лицемерными. В них присутствует какая-то совершенно не «континентально-европейская», а чисто англосаксонская бесстыдная наглость. Что-то вроде пропагандистской артподготовки Великобритании в преддверии «опиумной войны» с Китаем.

«Газпром» и Европа

Тогда англичане обвиняли китайцев за конфискацию корабля с грузом наркотиков в «борьбе против свободы торговли и попрании священного права частной собственности».

Ныне «Газпром» обвиняют в монополизме за запрет на реэкспорт газа, за увязывание цены на газ с ценами на нефть, за увязывание цены на газ с обязательствами по участию в строительстве газотранспортной системы, за «произвольное разделение рынков с назначением разным покупателям разных цен» и за «произвольное завышение цен для восточно-европейских покупателей».

Почти все эти обвинения чрезвычайно лицемерны, прежде всего потому, что речь в них идет о нарушении прав Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии и стран Балтии, а имеются в виду в первую очередь вовсе не они, а Украина.

Если бы восточно-европейским покупателям российского газа были бы разрешены реверсные поставки на Украину, то они не просто лишили бы Россию возможности экономического давления на Украину, в том числе и в политических целях, но и реально могли бы вытеснить ее с украинского рынка. Причем вытеснение России с украинского рынка еще и было бы Россией оплачено. Однако прямо сказать это европейцы «стесняются». Ведь они-то считают себя в полном праве оказывать на Россию политическое давление при помощи экономических санкций.

Поэтому в действие приводятся с подачи стран Балтии аргументы о борьбе с монополизмом. Не принимается во внимание ни то, что запрет на реверсные поставки и увязывание цен на газ с ценами на нефть традиционно используются «Газпромом» уже более 20 лет и они никогда не считались противоречащими европейскому законодательству. Ни то, что без участия Польши в разработке трубопроводной системы значительная часть поставок ей со стороны России была бы просто невозможна.

В конце концов, если европейцы такие уж любители бороться с монополизмом и защищать свободу торговли, так и вкладывались бы в развитие альтернативной трубопроводной структуры стран Восточной Европы, что могло бы позволить этим странам покупать газ не только у России. Но своих денег никто вкладывать не желает. Зато продолжают обвинять Россию в монополизме и требуют от нее сравнять цену за газ в Восточной и Западной Европе.

И при этом вовсе не желают снижать свою западно-европейскую долю в импорте российского газа. И под «выравниванием цен» понимают не повышение цен для западно-европейцев на фоне снижения их для восточно-европейцев. Нет. Они требуют от России, чтобы цены на газ для Восточной Европы были снижены до западно-европейского уровня. Вот это и есть пример той чудовищной англосаксонской по духу наглости, о которой я говорил выше.

Они еще имеют смелость аргументировать свое требование тем, что российские цены на газ для стран Восточной Европы «сильно выше издержек производства и транспортировки с учетом любой честной прибыли». Было бы здорово, если бы они такому социалистическому подходу к ценообразованию обучили наших российских либералов.

А то те уже больше четверти века вопят, что «рынок всё расставит по своим местам». Но тезис про рынок используется нашими «друзьями и партнерами», когда они определяют цены для поставок в Россию. А для поставок из России нужно издержки суммировать с честной прибылью. Вот, на мой взгляд, второй пример переходящей все границы англосаксонской наглости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий